TY - JOUR
TI - Можно ли улучшить успеваемость школьников из беднейших семей, инвестируя в их некогнитивные навыки?
Каузальный анализ методом сопоставления мер склонности
T2 - Вопросы образования
IS - Вопросы образования
KW - некогнитивные навыки
KW - социально-экономический статус
KW - человеческий капитал
KW - академические достижения
KW - метод сопоставления мер склонности
KW - мышление роста
KW - упорство
KW - самоэффективность
AB - Аванесян Карен Алексеевич — кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. E-mail: avanesian@sfedu.ru (контактное лицо для переписки) Боровская Марина Александровна — доктор экономических наук, профессор, президент Южного федерального университета. E-mail: bma@sfedu.ru Рыжова Виктория Сергеевна — младший научный сотрудник Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. E-mail: vryzhova@sfedu.ru Кирик Владимир Александрович — кандидат социологических наук, директор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. E-mail: vakirik@sfedu.ru Егорова Валерия Александровна — младший научный сотрудник Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. E-mail: veremeeva@sfedu.ru Бермус Александр Григорьевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. E-mail: bermous@sfedu.ru Адрес: 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42. На основе данных Международной программы оценки образовательных достижений учащихся (PISA) за 2018 г. по российской национально репрезентативной выборке, включающей более 7 тыс. девятиклассников, оценивается влияние некогнитивных навыков на образовательные результаты школьников, в особенности выходцев из семей с низким социально-экономическим статусом. Для анализа данных использовался метод сопоставления мер склонности, представляющий собой один из способов каузального анализа в эконометрике. Установлено, что развитие некогнитивных навыков, особенно мышления роста, самоэффективности и упорства, снижает вероятность низких академических достижений, и данный эффект особенно силен для обучающихся из семей с низким социально-экономическим статусом. На основании результатов исследования авторы обосновывают целесообразность включения программ социально-эмоционального обучения в образовательный стандарт школьного образования.
AU - К. А. Аванесян
AU - М. А. Боровская
AU - В. С. Рыжова
AU - В. А. Кирик
AU - В. А. Егорова
AU - А. Г. Бермус
UR - https://archive_vo.hse.ru/2022--1/575958548.html
PY - 2022
SP - 13-53
VL -